Дорога-2 версия 1.0
Регламент соревнований «ДОРОГА-2»
1.0 от 16.09.2011 г.
По версии Открытого робототехнического турнира на Кубок Политехнического музея.
Предисловие
Упражнение «Дорога-2» продолжает цикл состязаний, в которых роботам предстоит решать задачи движения по дорогам. «Дорога-2» - это упражнение, в котором роботу необходимо пройти маршрут, не сталкиваясь с другими участниками дорожного движения – роботами-помехами. Роботы-помехи движутся по своим участкам дороги – прямолинейным отрезкам трассы. Доезжая до границы своего участка, робот-помеха меняет направление своего движения. Это означает, что робот-участник должен уметь обнаружить помеху и объехать ее, вернувшись обратно на трассу.
От соревнования «Дорога-1» данное соревнование отличается большей сложностью трассы. Полоса, по которой двигается робот, теперь в некоторых местах не является сплошной линией.
1. Условия состязания
- За наиболее короткое время робот должен пройти трассу, обозначенную черной линией, от места старта до места финиша, объехав по пути «помехи» - автономных роботов, следующих по той же линии (участкам трассы).
- Робот-помеха может двигаться как вперёд, так и назад. Это значит, что робот-участник должен уметь совершать как объезд помехи, движущейся в попутном направлении, так и разъезжаться с помехой при встречном движении.
- Объезд «помехи» может проводиться с любой стороны.
- На прохождение дистанции дается максимум 2 минуты.
- В случае потери линии, срезания траектории движения или касания помехи робот дисквалифицируется. Объезд «помехи» не считается потерей линии трассы.
- Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.
2. Полигон
Полигон представляет собой прямоугольную область размером 2,4x3 м. с нанесенной темной линией.
1. Цвет полигона - белый.
2. Цвет линии – черный.
3. Ширина линии - 50 мм.
4. Минимальный радиус кривизны линии – 300 мм.
5. Диаметр кругов на радиусах – 50 мм. Зазор между кругами – 10 мм.
Внешний вид трассы
На трассе имеются прямолинейные участки (зоны) для движения роботов-помех. Начало и конец участков отмечены специальными маркерами.
Маркеры для робота-помехи
Маркеры представляют собой квадраты светлого цвета, расположенные на границе участка движения робота-помехи. Сторона квадрата-маркера – 3 см.
Расстановка маркеров осуществляется судьями в день соревнований (длина участка движения робота-помехи может варьироваться). Маркеры располагаются на расстоянии не ближе 40 см. от поворота.
3. Робот
- Максимальная ширина робота - 40 см, длина - 40 см.
- Вес робота не должен превышать 5 кг.
- Робот должен быть автономным.
4. «Помеха»
Помеха – это автономный робот, движущийся по тому же маршруту (фрагменту маршрута), что и основной робот. Фрагмент трассы, по которому движется помеха, ограничен специальными маркерами. Доезжая до маркера, помеха меняет направление своего движения. Это приводит к тому, что робот-участник должен либо совершать объезд помехи, движущейся во встречном направлении, либо должен осуществлять встречный разъезд.
Робот-помеха имеет цилиндрическую форму.
- Диаметр цилиндра – 160 мм.
- Высота – 200 мм.
- Цвет корпуса - белый (светлый), материал – пластик ПВХ.
- Максимальная скорость движения: 10 см/с.
5. Правила проведения соревнований
- На прохождение дистанции каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований).
- В зачет принимается лучший результат.
- Дисквалификация робота происходит в одном из следующих случаях:
- потеря линии более чем на 5 секунд;
- срезание линии;
- столкновение (касание) робота-помехи;
- превышение лимита времени на выполнение задачи (более 2 минут);
- выполнение маневра «слепой объезд препятствия» (объезд несуществующего препятствия).
В случае дисквалификации попытка не засчитывается.
- Объезд «помехи» не считается потерей линии трассы. При совершении объезда робот должен вернуться на трассу не позднее, чем через 10 сек. В противном случае маневр считается неудачным и робот дисквалифицируется.
- Столкновение не засчитывается в том случае, когда робот-участник совершает маневр объезда, а робот-помеха в это время меняет направление своего движения.
- Победителем объявляется команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время и не дисквалифицированная.
- По команде судьи «Старт» участник активизирует робота и немедленно покидает зону соревнований.
- Запуск роботов-помех осуществляется судьей в произвольный момент времени, но не позже команды «Старт».
- Количество роботов-помех и их расположение определяется судейской бригадой в день состязаний и может быть от 1 до 3-х.
Слепой объезд - совершение маневра объезда на участке, на котором нет робота-помехи. Эта ситуация характерна для примитивных алгоритмов, не использующих сигналов от дальномеров (бамперов).
Срезание трассы – пропуск линии длиной более чем три длины корпуса робота.
Потеря линии – робот в течение 5 секунд ни разу не оказывается на линии (при условии, что робот не совершает маневр объезда).
Примечания
1. Расстановка роботов-помех
Один из вариантов расстановки помех: проводятся 3 заезда и используется 2 помехи. При этом в каждом заезде выбирается новая расстановка роботов-помех: а) зона1 – зона-2, б) зона 1 – зона-3, в) зона-2 – зона-3.